Волжский межрегиональный природоохранный прокурор разъясняет
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства
Установлено, что арендатор лесного участка Кушалинского, Северо-Кушалинского, Ильинскогого участковых лесничеств не обеспечил охрану территории, что повлекло незаконную рубку неустановленными лицами сырорастущих деревьев, объемом более 5,4 тысяч куб.м., не провел компенсационные мероприятия по воспроизводству лесов на площади около 30 га.
С целью устранения нарушений закона природоохранный прокурор обратился в суд.
Решением Заволжского районного суда Тверской области требования прокурора удовлетворены. На арендатора возложена обязанность возместить ущерб, причиненный лесному фонду, путем лесовосстановления.
Устранение нарушений закона находится на контроле прокуратуры.
Тверская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения законодательства в сфере водоотведения
Установлено, что в с. Застолбье Рамешковского муниципального округа органом местного самоуправления водоотведение не организовано, очистные сооружения отсутствуют.
С целью устранения нарушений природоохранная прокуратура обратилась в суд.
Рамешковским районным судом Тверской области требования были удовлетворены.
В настоящее время решение суда исполнено.
Администрацией Рамешковского муниципального округа на протяжение двух лет осуществлялось строительство очистных сооружений, приобретено оборудование для возведения объекта: блок биологической очистки сточных вод, производительностью 80 куб. м. в сутки, емкость накопительная, объемом 10 куб. м., канализационная насосная станция. Общая стоимость работ составила более 12 млн рублей.
Главным управлением архитектуры и градостроительной деятельности Тверской области в декабре 2022 г. выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Построенные очистные сооружения в с. Застолбье переданы по договору аренды эксплуатирующей организации МУП «Жилкоммунсервис».
В настоящее время благодаря принятым мерам очистные сооружения принимают и перерабатывают стоки шести многоквартирных домов и объектов культурной и социальной инфраструктуры
В Тверской области благодаря вмешательству природоохранного прокурора в селе Городня обеспечен свободный доступ граждан к берегу Иваньковского водохранилища
Тверская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверка по обращению гражданина по факту ограничения свободного доступа к р. Волга в Конаковском районе Тверской области.
Установлено, что директором ООО «Загородный комплекс отдыха «Городня» возведено ограждение из металлического профлиста, которое ограничивает свободный доступ граждан к береговой полосе Иваньковского водохранилища.
С целью устранения нарушений закона природоохранный прокурор обратился в суд.
Решением суда требования прокурора удовлетворены.
В настоящее время забор демонтирован, свободный доступ граждан к берегу водного объекта обеспечен.
В Тверской области по требованию природоохранной прокуратуры ликвидированы несанкционированные свалки в Максатихинском муниципальном округе
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению гражданина о нарушении законодательства в сфере обращения с отходами.
Установлено, что на территории Максатихинского муниципального округа в районе деревень Заречье, Кострецы, Володарка и Ново-Павловское расположены несанкционированные свалки, общей площадью 220 кв.м., объемом 130 куб.м.
С целью устранения нарушений закона природоохранный прокурор обратился в суд.
Решением Максатихинского межрайонного суда Тверской области требования прокурора удовлетворены. На регионального оператора ООО «ТСАХ» возложена обязанность очистить территорию от отходов.
В настоящее время специализированной организацией несанкционированные свалки ликвидированы.
В Тверской области по требованию природоохранного прокурора органом местного самоуправления устранены нарушения закона при эксплуатации гидротехнического сооружения на реке Лужана
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка в сфере обеспечения безопасности гидротехнических сооружений.
Установлено, что в собственности администрации Молоковского муниципального округа Тверской области находится гидротехническое сооружение на реке Лужана, которая эксплуатируется в отсутствие необходимой экологической документации.
С целью устранения нарушений природоохранная прокуратура обратилась в суд.
Решением Бежецкого межрайонного суда Тверской области требования удовлетворены.
В настоящее время решение суда исполнено, органом местного проведены расчет и согласование размера вероятного вреда, который может быть причинен жизни, здоровью и имуществу в результате аварии, разработаны и утверждены Правила эксплуатации ГТС, проведено преддекларационное обследование ГТС и составлен акт регулярного обследования.
В Тверской области благодаря вмешательству природоохранной прокуратуры возвращено в собственность государства более 110 га земель лесного фонда
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения лесного законодательства.
Установлено, что в собственности гражданина в Барыковском сельском поселении находятся десять незаконно сформированных земельных участков, общей площадью более 110 га, которые полностью расположены на землях лесного фонда ГКУ «Кашинское лесничество».
С целью возвращения земель в собственность государства природоохранный прокурор обратился в суд.
Решением Кашинского городского суда Тверской области результаты межевания земельных участков признаны недействительными.
В настоящее время решение суда исполнено. Земли лесного фонда возвращены в собственность Российской Федерации из незаконного владения организации.
В Тверской области суд поддержал требования природоохранного прокурора и обязал орган местного самоуправления обустроить места временного накопления отходов в соответствии с требованиями законодательства
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с отходами.
Установлено, что места временного накопления отходов на территории д. Квакшино Верхневолжского сельского поселения, д. Заборовье Каблуковского сельского поселения, д. Никулино и с. Никольское Никулинского сельского поселения Калининского района в соответствии с требованиями санитарного законодательства не обустроены.
С целью устранения нарушений закона природоохранный прокурор обратился в суд.
Решениями суда требования прокурора удовлетворены. Суд обязал администрацию Калининского района обустроить площадки для временного накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПиН.
Устранение нарушений закона находится на контроле природоохранной прокуратуры.
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению гражданина по факту сброса из канализационной трубы сточных вод на рельеф местности в д. Вески Лихославльского муниципального округа Тверской области.
Установлено, что администрацией округа в нарушение закона не проводиться работа по организации водоотведения на территории населенного пункта.
С целью устранения нарушений закона природоохранным прокурором главе органа местного самоуправления внесено представление.
В связи с тем, что нарушения закона устранены не были, прокуратура обратилась в суд.
Решением суда требования прокурора удовлетворены. На муниципальное образование возложена обязанность организовать в деревне Вески водоотведение, исключающее попадание неочищенных сточных вод на рельеф местности.
Устранение нарушений находится на контроле прокуратуры.
В Тверской области благодаря мерам прокурорского реагирования земли водного фонда будут возвращены в собственность государства
Тверская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения водоохранного и земельного законодательства.
Установлено, что в собственности гражданина находится незаконно сформированный земельный участок, расположенный в деревне Федоровское Дмитровогорского сельского поселения Конаковского района, в состав которого включена часть береговой полосы Иваньковского водохранилища.
С целью устранения нарушения закона природоохранный прокурор обратился в суд.
Конаковским городским судом Тверской области требования природоохранного прокурора удовлетворены. Часть земельного участка, расположенная в береговой полосе водного объекта, истребована в собственность Российской Федерации из незаконного владения.
Возвращение земель водного фонда в собственность государства, внесение изменений в Единый государственный реестр недвижимости о данном земельном участке находится на контроле природоохранной прокуратуры.
В Тверской области по требованию природоохранного прокурора суд запретил организации эксплуатировать артезианскую скважину до получения разрешительных документов
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению гражданина о нарушении законодательства об охране вод. Установлено, что организацией, осуществляющей деятельность на территории рыболовной базы в Вышневолоцком городской округе Тверской области, эксплуатируется артезианская скважина в отсутствии разрешительных документов на добычу подземных вод.
С целью устранения нарушений закона природоохранным прокурором руководителю организации внесено представление.
В связи с тем, что меры к устранению нарушений приняты не были, прокуратура обратилась в суд.
Решнием суда требования прокурора удовлетворены. Суд запретил организации использовать скважину до получения лицензии на право пользования участком недр для добычи подземных вод.
Устранение нарушений находится на контроле прокуратуры.
В Тверской области суд поддержал требования природоохранного прокурора и вынес решение об истребовании из незаконного владения в собственность государства 15 га земель лесного фонда
Тверская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку соблюдения лесного и земельного законодательства.
Установлено, что в собственности граждан находится незаконно сформированный земельный участок, площадью почти 15 га, полностью расположенный на землях лесного фонда Волжского участкового лесничества Тверской области.
С целью устранения нарушений закона природоохранный прокурор обратился в суд.
Конаковским городским судом Тверской области требования природоохранного прокурора удовлетворены. Результаты межевания, договор купли-продажи земельного участка признаны недействительными, земли лесного фонда истребованы в собственность Российской Федерации из незаконного владения частных лиц.
После вступления решения суда в законную силу прокуратура проконтролирует исключение сведений из Единого государственного реестра недвижимости о данном земельном участке.
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению гражданина на бездействия Министерства природных ресурсов и экологии Тверской области.
Установлено, что вопреки положениям Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» мотивированный отказ в выдаче разрешения на добычу охотничьих ресурсов направлен заявителю с нарушением установленных сроков.
В связи с этим, по постановлению прокуратуры заместитель министра природных ресурсов и экологии Тверской области Ананьев О.Ю. привлечен мировым судьей к административной ответственности по ч. 1.1 ст. 5.63 КоАП РФв виде штрафа в размере 3 000 руб.
Не согласившись с выводами мирового судьи, заместитель министра природных ресурсов и экологии Тверской области Ананьев О.Ю. обратился с жалобой в Заволжский районный суд г. Твери, по результатам рассмотрения которой постановление мирового судьи о назначении административного наказания оставлено без изменения, жалоба виновного лица– без удовлетворения.
По иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора
на владельца земельного участка возложена обязанность обеспечить свободный доступ граждан к береговой полосе р. Волги.
Конаковским районным судом Тверской области 14.02.2022 по иску Тверского межрайонного природоохранного прокурора на Соколова А.С. (бывший Министр культуры и массовых коммуникация Российской Федерации) возложена обязанность обеспечить свободный доступ граждан
к р. Волга путем демонтажа ограждения, возведенного в береговой полосе водного объекта и ограничивающего свободный доступ граждан.
Исполнение решения суда находится на контроле в прокуратуре.
В Тверской области за нарушение срока реализации мероприятий федерального проекта «Чистая вода» подрядчик привлечен
к административной ответственности.
Мировым судом судебного участка № 64 Тверской области
17.02.2022 по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного Тверским межрайонным природоохранным прокурором по ч. 7 ст. 7.32 КоАП РФ по факту нарушения сроков выполнения работ по реконструкции нитки водовода от Тверецкого водозабора до дюкера Восточного моста в г. Твери, подрядчик привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 38,5 млн. руб.
В настоящее время постановление не вступило в законную силу
и может быть обжаловано лицом, привлеченным к административной ответственности.
В Тверской области по требованию природоохранного прокурора должностное лицо контролирующего органа привлечено к административной ответственности за нарушение порядка рассмотрения обращений граждан
Тверская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
Установлено, что должностными лицами Верхне-Волжского межрегионального управления Росприроднадзора жалоба гражданина в нарушение федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан» рассмотрена не в полном объеме, ответ заявителю не содержал всесторонней, объективной информации по всем поставленным в обращении вопросам.
По постановлению природоохранного прокурора мировым судьей судебного участка Тверской области должностное лицо ведомства привлечено к административной ответственности по 5.59 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан), с назначением наказания в виде штрафа в размере 5 тыс. рублей.
Московским районным судом постановление мирового суда оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения природоохранного законодательства в сфере охраны вод.
Установлено, что организацией, осуществляющей водоотведение в поселке Козлово Конаковского района производится сброс загрязненных сточных вод в реку Котевля.
С целью устранения нарушений закона природоохранный прокурор обратился в суд.
Решением суда требования удовлетворены. На организацию и администрацию городского поселения возложена обязанность обеспечить нормативную очистку сбрасываемых сточных вод, в соответствии с решением о предоставлении водного объекта в пользование.
Устранение нарушений закона и исполнение указанного решения суда находится на контроле прокуратуры.
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой организована проверка по информации, размещенной в средствах массовой информации, о гибели рыбы в реке Лазурь.
Прокуратурой с сотрудниками рыбоохраны и Росприроднадзора осуществлен выезд на место, работниками лаборатории ЦЛАТИ отобраны пробы воды и донных отложений.
Прокуратурой и контролирующими органами проводятся мероприятия по установлению причины гибели рыбы, в случае выявления нарушений будут применены исчерпывающие меры прокурорского реагирования.
С 1 января 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 03.12.2020 "Об утверждении Правил представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров".
Правила устанавливают порядок, форму и сроки представления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, в т.ч. упаковки, производителями товаров, импортерами товаров, а также осуществление учета и контроля выполнения установленных нормативов утилизации в отношении отходов от использования товаров, произведенных на территории Российской Федерации или ввезенных в Российскую Федерацию.
Следует отметить, что данные Правила действуют до 1 января 2022 года.
Таким образом, вновь введенную форму отчетности производителям и импортерам товаров в 2021 году необходимо представить в органы Росприроднадзора до 1 апреля 2021 года.
Прокурор
младший советник юстиции В.А. Сердюков
Тверская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения лесного законодательства.
Установлено, что предприятием в собственности организации находится незаконно сформированный земельный участок площадью 40 га, полностью расположенный на землях лесного фонда Волжского участкового лесничества Тверской области.
С целью возвращения земель в собственность государства природоохранный прокурор обратился в суд.
Решением Конаковского городского суда Тверской области результаты межевания, договор купли-продажи земельного участка признаны недействительными.
Не согласившись с выводами суда первой инстанции, ответчиком была подана апелляционная жалоба, однако Тверским областным судом апелляционная жалоба ответчика оставлена без удовлетворения, решение Конаковского городского суда Тверской области – без изменения.
Земли лесного фонда истребованы в собственность Российской Федерации из незаконного владения организации.
Прокурор
младший советник юстиции В.А. Сердюков
16 февраля 2021 года вступил силу приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 28.01.2021 № 59, которым утверждена методика исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.
Утвержденной Методикой учитывается причинение вреда в результате осуществления юридическими лицами и ИП, осуществляющими деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I, II, III категорий, выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, превышающих установленные нормативы.
Методика распространяется на следующие случаи исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды:
- в период отсутствия неблагоприятных метеорологических условий (НМУ);
- в период действия НМУ, когда юридические лица и ИП, имеющие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора.
Методика не распространяется на случаи исчисления размера вреда, причиненного состоянию атмосферного воздуха выбросами радиоактивных веществ.
В приложении к Методике установлены таксы для исчисления размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды,
в отношении конкретного загрязняющего вещества.
Внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду не освобождает юридических лиц и ИП, осуществляющих деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, от возмещения вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды.
Методика не применяется при исчислении размера вреда, причиненного атмосферному воздуху как компоненту природной среды до ее принятия.
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами организована проверка по информации, размещенной в сети Интернет о незаконной охоте на лося на территории Череповецкого района Вологодской области.
По результатам проверки природоохранной прокуратурой в Краснохолмский следственный отдел СУ СК по Тверской области направлен материал по факту жестокого обращения с животными для решения вопроса об уголовном преследовании виновных лиц по ч.2 ст. 245 УК РФ (жестокое обращение с животными).
Тверской областной суд поддержал требования природоохранного прокурора и обязал регионального оператора по обращению с отходами ликвидировать места несанкционированного размещения отходов.
Тверская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения законодательства об отходах производства и потребления.
Установлено, что вопреки требованиям закона региональным оператором по обращению с отходами ООО «ТСАХ» и органом местного самоуправления не выполняется обязанность по ликвидации несанкционированных свалок в Вышневолоцком городском округе.
С целью устранения нарушений закона природоохранный прокурор обратился в суд. Решением Вышневолоцкого межрайонного суда иск удовлетворен.
Однако, по мнению регионального оператора, обязанность по ликвидации несанкционированных свалок у него отсутствует, в связи с чем, решение суда им было обжаловано.
Определением Тверского областного суда позиция прокуратуры поддержана, решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ответчика – без удовлетворения.
В Тверской области по требованию природоохранного прокурора сведения о границах памятников природы регионального значения «Устепни» и «Сергеева пустынь» внесены в Единый государственный реестр недвижимости
Тверская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Установлено, что вопреки требованиям закона Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области границы памятника природы регионального значения «Заказник № 2 Бережайского лесничества» («Устепни»), площадью 1896 га, и «Заказник № 3 Польцовского лесничества» («Сергеева пустынь»), площадью 257 га, не установлены, в Единый государственный реестр недвижимости не внесены. Отсутствие сведений о границах влечет нарушение режима использования земельных участков в пределах особо охраняемой природной территории.
С целью устранения нарушений закона природоохранный прокурор обратился в суд.
Судебными решениями требования прокурора удовлетворены.
В настоящее время нарушения закона устранены. Графическое описание местоположения границ памятников природы утверждено. Сведения о границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
В Тверской области по требованию природоохранного прокурора устранены нарушения земельного и водного законодательства.
В ходе проверки по обращению депутата Законодательного собрания Тверской области Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой установлено, что через дренажную канаву на земельном участке, находящемся в собственности Российской Федерации, осуществляется сброс сточных вод в Угличское водохранилище, вдоль нее размещены отвалы размываемого грунта.
С целью устранения нарушений закона природоохранный прокурор обратился в суд.
Решением суда требования прокурора удовлетворены.
В настоящее время решение суда исполнено, сброс сточных вод в Угличское водохранилище прекращен.
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности регионального оператора ООО «ТСАХ» и ряда органов местного самоуправления Тверской области
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности регионального оператора ООО «ТСАХ» и ряда органов местного самоуправления Тверской области, в ходе которой установлено, что работа по ликвидации несанкционированных свалок на территории Тверской области надлежащим образом не организована, мероприятия в области охраны окружающей среды и благоустройства должным образом не проводятся, в связи с чем, прокуратурой в адрес органов местного самоуправления и регионального оператора внесены представления об устранении нарушений, однако требования в полном объеме не выполнены.
С целью устранения нарушений прокуратурой направлено в суд 8 исковых заявлений с требованием организовать ликвидацию свалок, требования которых в полном объеме удовлетворены, в настоящий момент по мерам прокурорского реагирования ликвидированы 54 свалки.
Устранение нарушений находится на контроле прокуратуры.
В Тверской области суд поддержал природоохранного прокурора и обязал управление муниципального образования обеспечить безопасность гидротехнических сооружений.
Тверская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Установлено, что Управлением по обеспечению безопасности жизнедеятельности администрации города Твери эксплуатируются 2 ГТС – шламонакопитель и пруд в отсутствие преддекларационного обследования.
С целью устранения нарушений закона начальнику управления внесено представление.
В связи с тем, что нарушения закона устранены не были, природоохранный прокурор обратился в суд.
Решением Пролетарского районного суда г. Твери требования природоохранного прокурора удовлетворены.
В настоящее время Управлением заключены муниципальные контракты на проведение преддекларационного обследования гидротехнических сооружений.
Устранение нарушений закона находится на контроле прокуратуры.
В Тверской области по требованию природоохранного прокурора сведения о границах памятника природы регионального значения «Лесопарк Конаковский» внесены в Единый государственный реестр недвижимости
Тверская межрайонная природоохранная прокуратура провела проверку исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях.
Установлено, что вопреки требованиям закона Министерством природных ресурсов и экологии Тверской области границы памятника природы регионального значения «Лесопарк Конаковский», площадью 300 га, не установлены, в Единый государственный реестр недвижимости не внесены. Отсутствие сведений о границах влечет нарушение режима использования земельных участков в пределах особо охраняемой природной территории.
С целью устранения нарушений закона природоохранный прокурор обратился в суд.
Решением суда требования прокурора удовлетворены.
В настоящее время нарушения закона устранены. Графическое описание местоположения границ памятника природы утверждено. Сведения о границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по обращению депутата Законодательного Собрания Тверской области в интересах жителей Московского района г. Твери, в ходе которой в деятельности ОАО «Мелькомбинат» установлены нарушения природоохранного законодательства в части пользования водным объектом – р. Волга в отсутствие разрешительной документации.
Предприятием с 2017 года осуществлялся незаконный забор воды из водного объекта, находящегося в федеральной собственности, в отсутствие заключенного договора водопользования, в связи с чем межрайпрокуратурой в адрес руководителя предприятия в августе 2019 года внесено представление, требования которого исполнены не были.
С целью устранения нарушений закона прокурором в Московский районный суд г. Твери направлено исковое заявление об обязании ОАО «Мелькомбинат» запретить деятельность, связанную с забором (изъятием) водных ресурсов из р. Волга до заключения договора водопользования с уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
14 мая 2020 года решением Московского районного суда г. Твери исковые заявления Тверского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены в полном объеме.
Указанное судебное решение не вступило в законную силу.
Тверская межрегиональная природоохранная прокуратура разъясняет правила пожарной безопасности в лесах
Леса России, занимая четверть площади мирового лесного покрова и являясь одним из возобновляемых природных ресурсов, удовлетворяют множественные потребности экономики и общества, выполняют важнейшие средообразующие, средозащитные и иные полезные функции.
Одной из главных угроз лесам являются пожары, в числе основной причины которых - поджог сухой травы. Статистика показывает, что пожары в основном возникают в выходные дни, когда люди массово направляются отдыхать на природу.
При пребывании в лесах граждане обязаны соблюдать требования, установленные ст. 53 Лесного кодекса Российской Федерации, Правилами пожарной безопасности в лесах (постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417).
Согласно указанным Правилам в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова в лесах запрещается:
- разводить костры в хвойных молодняках, на гарях, на участках поврежденного леса, торфяниках, в местах рубок (на лесосеках), не очищенных от порубочных остатков и заготовленной древесины, в местах с подсохшей травой, а также под кронами деревьев. В других местах разведение костров допускается на площадках, отделенных противопожарной минерализованной (то есть очищенной до минерального слоя почвы) полосой шириной не менее 0,5 метра. После завершения сжигания порубочных остатков или использования с иной целью костер должен быть тщательно засыпан землей или залит водой до полного прекращения тления;
- бросать горящие спички, окурки и горячую золу из курительных трубок, стекло (стеклянные бутылки, банки и др.);
- употреблять при охоте пыжи из горючих или тлеющих материалов;
- оставлять промасленные или пропитанные бензином, керосином или иными горючими веществами материалы (бумагу, ткань, паклю, вату и др.) в не предусмотренных специально для этого местах;
- заправлять горючим топливные баки двигателей внутреннего сгорания при работе двигателя, использовать машины с неисправной системой питания двигателя, а также курить или пользоваться открытым огнем вблизи машин, заправляемых горючим;
- выполнять работы с открытым огнем на торфяниках.
Также Правилами запрещено засорение леса бытовыми, строительными, промышленными и иными отходами и мусором.
В период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова все без исключения землепользователи территорий, прилегающих к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Кроме того, граждане обязаны:
- при обнаружении лесных пожаров немедленно уведомлять о них органы государственной власти или органы местного самоуправления;
- принимать при обнаружении лесного пожара меры по его тушению своими силами до прибытия сил пожаротушения;
- оказывать содействие органам государственной власти и органам местного самоуправления при тушении лесных пожаров.
Запрещается выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов на земельных участках, непосредственно примыкающих к лесам, защитным и лесным насаждениям и не отделенных противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра.
В случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим. На период действия которого устанавливаются дополнительные ограничения в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, а также запрет на посещение гражданами лесов.
Отдельно Правилами определены требования и запреты к использующим леса лицам, которые обязаны, в том числе, в случае обнаружения лесного пожара на соответствующем лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу, а перед началом пожароопасного сезона лесопользователи обязаны провести инструктаж своих работников.
К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских и городских населенных пунктов в силу требований Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», относятся:
- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;
- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;
- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;
- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.
В границах сельских населенных пунктов, также предусмотрено:
- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;
- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;
- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;
- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы.
Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.
В соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение правил пожарной безопасности предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Уничтожение или повреждение лесных насаждений (ст. 261 УК РФ) - штраф до 3 млн. руб. либо лишение свободы на срок до 10 лет.
Нарушение требований пожарной безопасности(ст. 20.4 КоАП РФ) - штраф до 1 млн. руб., административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32 КоАП РФ) - штраф до 1 млн. руб.
Непредставление сведений либо представление недостоверных сведений о пожарной опасности в лесах и лесных пожарах (ст. 19.7.14 КоАП РФ) - штраф до 15 тыс. руб.
Важно знать, что в случае обнаружения пожара необходимо обращаться в органы МЧС России по телефону службы спасения 112, в случае возникновения возгорания в лесном фонде – по федеральному номеру ФБУ «Авиалесоохрана» 8-800-100-94-00 (звонок по России бесплатный) либо в сети интернет на официальный сайт Рослесхоза – rosleshoz.gov.ru
Тверской межрайонной природоохранной проведена проверка исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности муниципальных органов власти.
Установлено, что ряд органы местного самоуправления Калининского района Тверской области не информирует население о качестве питьевой воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения на территории поселения, городского округа, о планах мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями и об итогах исполнения этих планов.
В связи с этим, межрайпрокурором возбуждены производства по делу об административном правонарушении, должностные лица привлечены к административной ответственности.
Информация для размещении в СМИ муниципального образования о разъяснении законодательства
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации»
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» разъясняется порядок рассмотрения административных дел по правилам КАС РФ для судов общей юрисдикции.
В указанном Постановлении рассмотрены вопросы, касающиеся: подведомственного судам общей юрисдикции, Верховному Суду РФ перечня дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, которые они рассматривают и разрешают, а также дел, которые не подлежат рассмотрению по правилам КАС РФ; подсудности административных дел, состава суда, прав и обязанностей лиц, участвующих в деле; доказательств и доказывания; производства по административным делам о вынесении судебного приказа и иные.
Признано не подлежащим применению Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
Тверской межрайонный
природоохранный прокурор
младший советник юстиции Д.Е. Плеханов
Информация для размещении в СМИ муниципального образования о разъяснении законодательства
Общественный контроль в области охраны окружающей среды
Федеральным законом от 03.07.2016 № 353-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в части вопросов, касающихся осуществления гражданами общественного контроля в области охраны окружающей среды.
Общественный контроль в области охраны окружающей среды (общественный экологический контроль) осуществляется в целях реализации права каждого на благоприятную окружающую среду и предотвращения нарушения законодательства в области охраны окружающей среды.
Общественный экологический контроль осуществляется общественными объединениями и иными некоммерческими организациями в соответствии с их уставами, а также гражданами в соответствии с законодательством. Граждане, изъявившие желание оказывать органам государственного надзора содействие в природоохранной деятельности на добровольной и безвозмездной основе, могут осуществлять общественный контроль в области охраны окружающей среды в качестве общественных инспекторов по охране окружающей среды, которые при осуществлении указанной деятельности взаимодействуют с общественными советами органов государственного лесного и экологического надзора.
Общественным инспекторам по охране окружающей среды выдаются удостоверения, а также предоставляется право на осуществление, в том числе, таких действий, как:
- фиксирование с помощью фото- и видеосъемки, правонарушений в области охраны окружающей среды и природопользования и направление соответствующих материалов, содержащих данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, в органы государственного надзора;
- принятие мер по обеспечению сохранности вещественных доказательств на местах совершения правонарушений;
- сообщение в устной форме физическим лицам информации, касающейся совершения физическим лицом правонарушения в области охраны окружающей среды;
- участие в работе по экологическому просвещению населения.
Порядок организации деятельности общественных инспекторов по охране окружающей среды, а так же форма удостоверения, порядок его выдач, порядок взаимодействия общественных советов органов государственного лесного и экологического надзора и общественных инспекторов по охране окружающей среды, будут установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Изменения вступают в силу с 01.01.2017 года.
Тверской межрайонный
природоохранный прокурор
младший советник юстиции Д.Е. Плеханов
Информация для размещении в СМИ муниципального образования о разъяснении законодательства
С 1 января 2017 года вступают в силу положения Федерального закона от 03.07.2016 № 254-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В частности изменения вносятся в ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», которая будет дополнена новыми определениями «накопленный вред окружающей среде» и «объекты накопленного вреда окружающей среде».
Так, под накопленным вредом окружающей среде будет пониматься вред окружающей среде, возникший в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме; а объектами накопленного вреда окружающей среде будут являться территории и акватории, на которых выявлен накопленный вред окружающей среде, объекты капитального строительства и объекты размещения отходов, являющиеся источником накопленного вреда окружающей среде.
Кроме того, в Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» вводится новая глава XIV.1 «Ликвидация накопленного вреда окружающей среде», которая определяет порядок инвентаризации, оценки и учета объектов накопленного вреда окружающей среде.
Выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления. При этом если выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среде вправе проводить органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, то учет объектов накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде (далее - ГРОНВОС). ГРОНВОС ведется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Новыми положениями определен порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Указывается, что ликвидация накопленного вреда окружающей среде осуществляется на объектах накопленного вреда окружающей среде, включенных в ГРОНВОС. При этом организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде вправе осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде проводит федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственное управление в области охраны окружающей среды.
Порядок организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде устанавливается Правительством Российской Федерации (в настоящее время не принят).
Тверской межрайонный
природоохранный прокурор
младший советник юстиции Д.Е. Плеханов
Информация для размещении в СМИ муниципального образования о разъяснении законодательства
Наиболее распространенным видом административного наказания, назначаемого за совершение административного правонарушения, является административный штраф.
Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, должностное лицо, вынесшее постановление, направляет его судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения в порядке, предусмотренном законодательством
об исполнительном производстве.
Несвоевременная уплата административного штрафа образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25
КоАП РФ, санкция которого предусматривает наложение административного штрафа в двукратном размере, административный арест на срок
до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Тверской межрайонный
природоохранный прокурор
младший советник юстиции Д.Е. Плеханов
Информация для размещении в СМИ муниципального образования о разъяснении законодательства
С 21 марта 2016 года вступил в действие приказ МЧС России от 26.01.2016 № 26 (далее – Приказ № 26), которым утвержден Порядок использования открытого огня и разведения костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса.
Приказом № 26 устанавливаются специальные требования для случаев использования открытого огня и разведения костров для приготовления пищи в специальных несгораемых емкостях на садовых земельных участках, относящихся к землям сельскохозяйственного назначения, выполнения работ по уничтожению сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков и иных горючих отходов, организации массовых мероприятий с использованием открытого огня. Предусматривается, что в течение всего периода использования открытого огня до прекращения процесса тления должен осуществляться контроль за нераспространением горения (тления) за пределы очаговой зоны. Установлен перечень случаев, при которых использование открытого огня запрещается, к которым, в частности, относятся использование открытого огня на торфяных почвах; при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима; при поступившей информации о приближающихся неблагоприятных или опасных для жизнедеятельности людей метеорологических последствиях, связанных с сильными порывами ветра; под кронами деревьев хвойных пород и др. После использования открытого огня место очага горения должно быть засыпано землей (песком) или залито водой до полного прекращения горения (тления).
Порядком определен радиус зоны очистки от места сжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы, валежника, порубочных остатков, других горючих материалов, который составляет от 15 м до 30 м, в зависимости от высоты точки размещения горючих материалов в месте использования открытого огня над уровнем земли.
Напоминаем, что за нарушение требований пожарной безопасности ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа, максимальный размер которого составляет для граждан до 5 тыс. руб., должностных лиц до 50 тыс. руб., для юридических лиц до 1 млн. руб., вплоть до административного приостановления деятельности на срок до 90 суток, в зависимости от тяжести совершенного правонарушения.
Тверской межрайонный
природоохранный прокурор
младший советник юстиции Д.Е. Плеханов
О разграничении компетенции между территориальными и природоохранными прокуратурами
27 апреля 2016 г. Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура отмечает свое 26-летие. В настоящее время в состав Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры входят 16 межрайонных природоохранных прокуратур в 15 субъектах Российской Федерации, в том числе Тверская межрайонная природоохранная прокуратура, дислоцируемая в г.Твери.
У граждан нередко возникает вопрос, каким образом разграничивается компетенция между территориальными и природоохранными прокурорами, в связи с чем, разъясняю следующее.
В соответствии с п. 4 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.05.2008 N 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» Волжский межрегиональный природоохранный прокурор осуществляет надзор за исполнением законов об охране окружающей среды и природопользовании, соблюдением экологических прав граждан природоохранными территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, осуществляющими свою деятельность в бассейне реки Волги, а также надзор за соответствием законам издаваемых ими правовых актов по вопросам охраны окружающей среды и природопользования.
Совместным распоряжением Волжского межрегионального природоохранного прокурора и прокурора Тверской области от 19.09.2012 № 46/20р; 20.09.2012 № 118 определены города и районы Тверской области, расположенные в бассейне реки Волги, поднадзорные Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуре.
На основании распоряжения Волжского межрегионального природоохранного прокурора от 04.12.2012 № 63/20р «О разграничении компетенции между Тверской и Осташковской межрайонными природоохранными прокуратурами» за Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой закреплены 4 городских округа: города Тверь, Торжок, вышний Волочек, Кимры, 15 муниципальных районов и входящие в их состав городские и сельское поселения: Бежецкий, Весьегонский, Вышневолоцкий, Калининский, Калязинский, Кашинский, Кимрский, Конаковский, Лесной, Лихославльский, Максатихинский, Молоковский, Рамешковский, Спировский, Торжокский.
Сообщая об изложенном, информируем жителей и гостей муниципального района о том, что по всем фактам нарушения природоохранного законодательства они могут обращаться в Тверскую межрайонную природоохранную прокуратуру по телефонам: 58-58-62, по адресу электронной почты Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript , либо по адресу: 170100 г.Тверь, пр-т Победы, д.35, а/я 672.
Тверской межрайонный
природоохранный прокурор
младший советник юстиции Д.Е. Плеханов
Информация для размещении в СМИ муниципального образования о разъяснении законодательства
Федеральным законом от 30.12.2015 № 455-ФЗ (далее – Закон № 455-ФЗ) внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов.
Так, Законом № 455-ФЗ Лесной кодекс Российской Федерации дополнен, в том числе, главой 3.1 «Защита лесов», вступающей в силу с 01.10.2016года.
Согласно положениям Закона № 455-ФЗ защита лесов осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах, предусмотренных законом полномочий, которые вправе ограничивать пребывание граждан в лесах и въезд в них транспортных средств, проведение в лесах определенных видов работ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов в части защиты лесов является основанием для досрочного расторжения договоров аренды лесных участков, договоров купли-продажи лесных насаждений, а также для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования лесными участками или права безвозмездного пользования лесными участками.
Кроме того, Законом № 455-ФЗ устанавливается перечень мероприятий, направленных на защиту лесов, мер для обеспечения санитарной безопасности в лесах.
Также согласно положениям Закона № 455-ФЗ гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий представляется отчет о защите лесов, форма и порядок представления которых устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
И.о. Тверского межрайонного
природоохранного прокурора
советник юстиции Д.В. Антонов
Информация для размещении в СМИ муниципального образования о разъяснении законодательства
Правительством Российской Федерации 10.11.2015 принято постановление № 1213 «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации», которым устанавливается запрет на выжигание сухой травянистой растительности, стерни, пожнивных остатков на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса, разведение костров на полях.
Использование открытого огня и разведение костров на землях сельскохозяйственного назначения и землях запаса могут производиться при условии соблюдения требований пожарной безопасности, установленных настоящими Правилами, а также нормативными правовыми актами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, принятыми по согласованию с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.
Кроме того устанавливается запрет на выжигание в полосах отвода автомобильных дорог, полосах отвода и охранных зонах железных дорог, путепроводов и продуктопроводов сухой травянистой растительности, разведение костров, сжигание хвороста, порубочных остатков и горючих материалов.
Введение указанных ограничений связано с тем, что выжигание сухой травянистой растительности, особенно проводимое без соблюдения необходимых мер пожарной безопасности, наносит значительный ущерб землям сельскохозяйственного назначения и лесного хозяйства, ведет к повреждению лесных насаждений, снижению плодородия почв, возникновению многочисленных пожаров.
Принятое решение будет способствовать обеспечению пожарной безопасности населенных пунктов, объектов инфраструктуры и лесного фонда.
Одновременно разъясняю, что нарушение требований пожарной безопасности в условиях особого противопожарного режима влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до пятисот тысяч рублей (ч.2 ст.20.4 КоАП РФ).
Тверской межрайонный
природоохранный прокурор
младший советник юстиции Д.Е. Плеханов